Шимановский краеведческий музей

Муниципальное бюджетное учреждение "Шимановский краеведческий музей"

676301, Амурская область, г. Шимановск, ул. Первомайская 12

Музей был открыт в 1969 году.

Из истории железнодорожной организации ШЧ-9

Шимановская дистанция сигнализации и связи (ШЧ) была организованна 1 сентября 1936 года для обслуживания устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи на участке Амурской железной дороги от станции Ушумун (включительно) до станции Свободной (исключительно). Первым начальником дистанции был назначен Мартынюк Анисим Илларионович. Коллектив состоял из 156 человек. До образования дистанции сигнализации и связи этот участок дороги был оборудован телеграфной связью, жезловой системой по движению поездов и ручным управлением стрелок на станциях, четырехпроводной линией связи. В хозяйстве было 2 поста механической централизации и 57 стрелок. В этом же году началось строительство домов связи по станции Ушумун, Шимановская, строительство механической централизации на станциях и полуавтоматической блокировки на перегонах, реконструкции линии связи. Начинается строительство электрической централизации механо-электрического типа на станции Шимановская.

В 1938 году начальником дистанции стал Суворов Петр Павлович, который проработал в этой должности до 1941 года. К 1938 году закончилось строительство централизации, была сдана в эксплуатацию полуавтоматическая блокировка на участке Карымская-Архара. Была установлена аппаратура БОДО для связи с Москвой.

С первых лет создания организации работали в ШЧ Запорный С.Р., награжденный орденами Ленина и красного Знамени, Мотовилов В.Ф.-кавалер Ордена трудового Красного Знамени, Капустьян А.Ф.- «Почетный железнодорожник», Пантелеев А.В, занесенный в Книгу Почета предприятия, Богатырев И.В.-удостоенный медали «За трудовое отличие» и другие.

В годы Великой Отечественной войны дистанция была от боевых действий, но, как и все труженики тыла, Шимановские связисты встали на бессменную трудовую вахту во имя Победы.

В 1941 году организацию возглавил Деменин Кузьма Георгиевич. Коллектив все свои силы отдавал обеспечению бесперебойного передвижения воинских эшелонов и грузов. В условиях военного времени эта задача усложнилась еще и тем, что централизованное снабжение материалами и запчастями резко сократилось, не хватало рабочих рук многие ушли на фронт - это Макаров Н.Е, который после войны вернулся в ШЧ и проработал до пенсии, Овласюк И.А.-кавалер двух орденов Славы.

В военные годы пришли работать в дистанцию молоденькие девчонки Федосеенко М.И, Меженная М.Г., Херувимова В.А.- они стали телефонистками, телеграфистками, монтерами. Наряду с эксплуатационной работой связисты оказывали помощь фронтовым железным дорогам, освобожденным от немецко-фашистских оккупантов. На эти дороги отправлялись материалы и оборудование для восстановления хозяйства сигнализации и связи (семафоры, оборудование для стрелок, телефонные и телеграфные аппараты). Для этой цели была организована и отправлена «летучка связи», которую полностью укомплектовали штатом дистанции.

В послевоенные годы связисты Шимановской дистанции сигнализации и связи включились в осуществление плана восстановления народного хозяйства. За годы двух пятилеток (1946-1955гг) хозяйство связи значительно окрепло, что дало возможность обеспечить заданные размеры движения поездов и повысить качество эксплуатационной работы.

В 1951 году ШЧ возглавил новый начальник –Микрюков Игорь Петрович, а с 1953 года по 1960 год дистанции работала под руководством Смирнова Александра Николаевича. В конце сороковых и в пятидесятые годы в дистанцию пришли и проработали в ней 20,30,40 лет Горбиков С.Е, Ермоленко Т.Н, начинавшие с доставщицы с телеграмм, Гаврилова А.И., Ивацик С.А. – еще в 1949 году награжденный знаком «Отличный связист», Волчков М.В., который спустя много лет, в 1987 году стал первым председателем Совета ветеранов ШЧ-9.

В 1950-1955 годах коллектив дистанции был награжден Переходящим Красным Знаменем МПС и ЦК профсоюзов работников железнодорожного транспорта. В 1959 году в связи с ликвидацией Амурской железной дороги, Шимановская дистанция сигнализации и связи вошла, в состав Забайкальской железной дороги ей был присвоен № 9 (ШЧ-9) (до этого -№ 5).

В 1960 году начальником дистанции стал Бобровник Вадим Петрович. Вот, что он пишет об этом времени в своей книге «Воспоминания»: - «…..приехал в Шимановскую, пришел в контору дистанции, которая помещалась на втором этаже жилого дома…удручающее впечатление. Беднота! На окнах нет шторок, в красном уголке скамейки, топорно изготовленные, канцелярская мебель разваленная, стульев нет. Помещения не белены и не крашены, мастерские пусты: ни стаканов, ни оборудования, гаража нет, единственная автомашина ЗИС – 5 стоит во дворе шофера…»Бобровник произвел замену командного состава дистанции, назначив замом Капустина А.Ф., старшим инженером ЦСБ Большакову В.Б.-грамотную, волевую, которая запросто командовала любым мужским коллективом.

Большакова-Яхненко В.Б. в ШЧ с 1959 года, работала вместе с мужем Георгием Константиновичем в одной организации до выхода на пенсию. В коллективе сложилась здоровая, творческая атмосфера, крепкая дисциплина. Начальника дистанции в рабочем кабинете можно было застать только вечером. Днем он был в цехах, ездил по линии, (протяжность дистанции 200 км) во все дела вникал сам. Дистанция заработала. Приобрели более удобную контору. В основном коллектив дистанции состоял из практиков. Специальное техническое образование имели единицы. В 60-е годы многие пошли учиться заочно в техникумы и институты. В помещении дизельной Дома связи, убрав дизель, оборудовали учебный класс с действующими тренажерами и макетами. Были построены мастерские, кузница, гаражи, хороший красный уголок. Образуется настоящий хозяйственный комплекс, внедряется новая техника. Ручные телефонные станции заменяются автоматическими. В Шимановской сдана АТС на 400 номеров. Все проводные сети заменяются кабельными. За короткий срок линейные станции оборудуются электрической централизацией. Много было сделано в перевооружении устройств. На станциях построена парковая связь, на перегонах радиосвязь. Для проведения сложных работ в ШЧ-9 было создано общественно-конструкторное бюро под руководством Бобровника В.П. Материальные ресурсы приобретаются по всем возможным и невозможным каналам. Много было заработано материалов, кабеля на строительстве военного городка и ракетной части на станции Ледяная. Коллектив дистанции вышел в передовые на Забайкальской железной дороге и районе, в области. В 1966 году ШЧ-9 было присуждено Переходящее Красное Знамя дороги. В этом году решением Амурского Обкома КПСС и облисполкома коллективу было присвоено звание «Шимановская дистанция сигнализации и связи имени ХХIII съезда КПСС. В 1970 году дистанции вручили Переходящее Красное Знамя РК КПСС и присвоили звание «Коллектив имени XXXIV съезда КПСС».

Не раз связисты участвовали в Амурской ВДНХ и награждались дипломами. За более чем шестидесятилетнею историю ШЧ -9 8 раз удостаивалась наград МПС И ЦК профсоюза железнодорожного транспорта, 4 раза – Управления и Дорпрофсожа Забайкальской железной дороги, не раз выходили победителями социалистического соревнования. Дистанция добились звания – «Предприятие Коммунистического труда». О работе можно говорить много. Но без организованного отдыха, дружбы, взаимопонимания в коллективе работа могла превратиться в рабский труд. Руководство дистанции это понимало и делало так, что каждый работник гордился своим предприятием, свои коллективом. Всей дистанцией копали картофель для совхоза, косили сено. Все делалось добросовестно, весело. Не было обиженных. Очень дружили с коллективом подшефного совхоза.

В 60-е годы ШЧ – утверждается, как образцовый коллектив. Организуется художественная самодеятельность, проводятся вечера отдыха, выезды с семьями на природу. Большое внимание уделяется эстетическому оформлению конторы и пунктов по станциям, на прилегающих территориях были большие, красивые цветники и клумбы. Выпускается стенгазета «Огни светофора». Редколлегию возглавляет Горева В.Г. – электромеханик, пропагандист РК КПСС, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени. Актив дистанции составляют Херувимов М.Д.-лучший электромеханик Забайкальской железной дороги за 1968 год, председатель товарищеского суда, кавалер двух орденов Трудового красного Знамени. Пономарев Н.Н., награжденный орденом Знак Почета, Долидов Н.Б.-шофер мотовоза, удостоенный ордена Трудовой Славы 3-й степени, Султанова Л.Б.-ей одной из первых было присвоено звание «Ударник Коммунистического Труда».

Первые трудовые династии стали формироваться в 60-е годы, получив свое развитие в 70-е, 80-е, 90-е годы. Это Пономаревы: Николай Николаевич и Екатерина Павловна и их дети: Александра, Ольга, Анатолий, телефонистки: мать и дочь Краморенко, семьи Высоцких, Капустьян, Яхненко и других.

В 1971 году Бобровника перевели, в Читу и начальником дистанции стал Харин Александр Степанович. В эти годы в дистанции строилась и эксплуатировалась полуавтоматическая блокировка типа РПБ СН с автоматическим блок-постами, причем впервые внедряется в СССР. Ее внедрение увеличило пропускную способность участка, высвободило 11 рабочих мест и дало экономно денежных средств.

В 70-е годы избирательная связь с селекторным вызовом переводится на аппаратуру с тональным вызовом, появляются новые устройства вокзальной автоматики, такие как автоматические справочные устройства, автоматы по продаже билетов, автоматические камеры хранения, также вводится аппаратура автоматического бесконтактного выявления перегретых букс в поездах типа ПОНАБ.

С 1975 по 1987 годы ШЧ-9 возглавлял В.И. Кирик. Период конца 70-х, начала 80-х годов по объему выполненных работ был самым напряженным в дистанции. (Полуавтоматическая блокировка замена автоблокировкой, механическая централизация – электрической, механо-электрическая – блочной маршрутно-линейной, воздушная линия связи – магистральным кабелем связи). Смонтированы новые дома связи по Ушумуну и Шимановской. Утвержден частотный диспетчерский контроль. Сдана АТС на 1000 номеров в Шимановской и 400 номеров в Ушумуне. Расширяется производственная база – построено здания КИПа связи.

7 декабря 1976 года снят последний семафор на главном ходу дороги по станции Тыгда (установлен, как памятник).

В 1978 году на участке Ерофей-Павлович-Шимановская введена в эксплуатацию диспетчерская централизация типа «Нева».

В 1984-1985 годах в связи с вводом электротяги, выполнены работы по реконструкции существующих устройств СЦБ, связи, радио, ПОНАБ, импульснопроводная блокировка заменена на кодовую.

В 1985 году ШЧ-9 награждена Перехордящим Красным Знаменем лучшему трудовому коллективу за безопасность движения. 1 сентября 1986 года дистанция отметила свое 50-летие.

Более 30-лет проработали в ШЧ элетромеханик Г.С.Галушко, телефонистка Л.И.Сенченко, монтер П.В. Иванцов и другие. Многие из них удостоены звания «Почетный железнодорожник», «Ударник Коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», награждены Почетными грамотами, дипломами, вымпелами. В трудовых книжках ветеранов по две записи: принят в ШЧ-9., уволен в связи с выходом на пенсию. Зато поощрения у некоторых из них более 100. С марта 1987 года дистанцией руководит В.П.Пугин. На рубеже 90-х годов происходит перераспределением границ дистанции с включением обслуживаемых устройств по станции Свободной и Михайло-Чесноковская, увеличилась протяжность дистанции, вырос технический штат. По Михайло-Чесноковской на контейнерной площадке внедрено промышленное телевидение. Все шире используется аппаратура дальнего автоматического набора, на станции Свободной введена новая АТС. На базе дистанции построены СТО, по станции Свободной работает телестудия. Включен в централизацию четный парк по станции Ушумун и Шимановская. На станции Шимановская произведена замена механическая кассовых аппаратов на электрические. На всех промежуточных станциях установлены радиостанции ЖР-К.

90-е годы для ШЧ-9 были нелегкими, как и для всей страны. Переход рыночной экономике, изменение условия хозяйствования, дефицит финансовых средств заставляли искать новые формы и методы работы. Дистанция выстояла, окрепла, сохранила материальную базу, кадры.

С 1994 года началось внедрение дуплексной поездной радиосвязи, оснащение приборами бесконтактной диагностики состояния подвижного состава. В 1996 году было обеспеченно движение поездов и пределах дистанции с оценкой «Отлично», прибыль-98 млн. рублей. Работает школа передового опыта, проводятся техзанятия, курсы повышения квалификации.

В 1997 году Сковородинское отделение Забайкальской железной дороги было присоединено к Сободненскому. Увеличилась протяженность дистанции. Были перенесены посты центрального управления системы ДЦ «Нева». Стали внедряться оптические системы связи. Впервые на дороге на участке Уруша-Шимановская вводится в эксплуатацию диспетчерская централизация системы «Тракт» - с созданием автоматизированных рабочих мест поездного диспетчера, энергодиспетчера и диспетчера дистанции сигнализации и связи.

С 1998 года по 2000 год ШЧ-9 руководил А.Н.Положей, с 2000 года и по настоящее время О.Б.Афанасьев. В начале 200гг более 300 человек, из них более 50-ти –с высшим образованием, около 100- со средне-специальным, многие учатся заочно. Высок уровень заработной платы и социальной защищенности.

В XXI век Шимановская дистанция сигнализации и связи входит уверенно, строя реальные и выполнимые планы.

От телефонных аппаратов Эриксона, телеграфных Морзе, жезловых Вебб-Томпсона до современных цифровых систем связи и компьютерных систем пройден 80- летний путь ШЧ-9.

Херувимов М.Д.(слева), Пономарев, механики ШЧ-9, на рабочем месте 1960-е года

Херувимов М.Д.(слева), Пономарев, механики ШЧ-9, на рабочем месте 1960-е года

Зал ремонтно-технического участка 1980-е годы

Зал ремонтно-технического участка 1980-е годы

Рытье траншеи для укладки кабеля

Рытье траншеи для укладки кабеля

Контрольно-испытательный пункт ШЧ-9

Контрольно-испытательный пункт ШЧ-9

Коллектив ШЧ-9 июль, 1972 год

Коллектив ШЧ-9 июль, 1972 год